Европейское турне Си Цзиньпина – одна из главных политических тем последних дней во всем мире. Связи Пекина с европейцами заметно просели, а возобновление доверительных отношений – задача невероятно сложная. Об этом пишет доцент института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко Виктор Константинов в статье «Китай хочет изменить мировой порядок. Чем это грозит Украине» на сайте ZN.UA.
[see_also ids=”595407″]
На пути к его выполнению хватает препятствий — усиление автократии в Пекине, недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж со стороны китайских компаний, консолидация Запада (и усиление влияния США на европейцев), китайская агрессивная политика в Восточной Азии и, наконец, поддержка, которую Пекин оказывает России.
У этого турне была очевидная сверхзадача — заявить о китайском видении мирового порядка и «завербовать» в Европе единомышленников, согласных с предложенной Пекином глобальной политической архитектурой. Геополитический манифест Си Цзиньпина продвигался открыто и активно. Ведь то, что многие комментаторы восприняли как очередные ничего не значащие фразы — «многополярность», «независимая политика ведущих государств», «автономность решений» — на самом деле и были главными месседжами Си для европейцев.
[see_also ids=”595401″]
Публичная повестка дня европейских переговоров Си Цзиньпина ожидаемо охватывала все острые проблемы современности. Во Франции акцент был сделан на свободной торговле, активном вовлечении Глобального Юга в мировые политические процессы, «глобальной ответственности» великих держав и глобальном же «олимпийском перемирии» на время Игр в Париже.
В Сербии самыми заметными стали заявления об угрозе вмешательства Запада для территориальной целостности стран в разных уголках мира (явная отсылка аудитории к проблемам Тайваня и Косово), об «агрессивности НАТО» и «американском вмешательстве».
В Венгрии главными темами стали свобода инвестиций, недопустимость протекционизма (речь, конечно, шла исключительно о протекционизме стран Запада, «жертвой» которого стал Китай и косвенно — его ближайшие партнеры, такие как Будапешт) и необходимость ставить в приоритет мировой политики экономическое сотрудничество.
[see_also ids=”595368″]
Китайскую глобальную стратегию часто понимают ложно. Ее отождествляют с советских времен холодной войны, а также с современной российской политикой на том основании, что во всех этих случаях главным оппонентом являются Соединенные Штаты.
Пекин видит мироустройство по-другому. Он хочет в тишине и покое установить гегемонию в Восточной Азии и только потом расширять свое влияние дальше. Да, в далекой перспективе такой сценарий также должен привести к столкновению с США. Но здесь и сейчас КНР нужна реальная многополярность, чтобы Вашингтон отвлекался на другие центры силы и не мог мобилизоваться против Китая. В Париже Си заявил, что Китай и Франция «должны отстаивать свою независимость и совместными усилиями предотвратить новую холодную войну или блоковое противостояние». Взгляд Си на роль КНР и ЕС очевиден: они могут выступать как самостоятельные центры силы, островки нейтралитета в нынешних войнах, и тем самым гарантировать, что региональные конфликты не перерастут в мировую войну.
При этом в ЕС за месяц до выборов, которые пройдут 6-9 июня, опросы указывают на всплеск популярности правых, но центристы, скорее всего, удержат власть в Европарламенте.