Июль для национальной валюты Украины выдался не очень неудачным. Курсы доллара и евро по отношению к гривне несколько раз обновляли исторические рекорды, правда, к концу месяца немного снизились. В результате за июль официальный курс гривны к доллару упал на 1,6%, или на 61 коп. При этом Кабинет министров прогнозирует дальнейшее обесценивание гривны. Согласно Бюджетной декларации, в 2025 году средний курс доллара вырастет до 45 грн/долл. Почувствовав слабость гривны, украинцы опять вернулись к старой стратегии сбережения денег и принялись скупать иностранную «твердую валюту». Однако настолько ли «тверды» доступные украинцам свободно конвертируемые валюты как традиционно считают наши соотечественники? И стоит ли в сегодняшних условиях прибегать к скупке долларов и евро как к стратегии защиты сбережений? Поверьте, это далеко неоднозначный вопрос.
[see_also ids=”606627″]
«Твердая» валюта
Согласно определению, твердая валюта — это валюта, покупательная способность и обменный курс которой стабильны и не склонны к снижению в течение долгого времени.
Традиционно в Украине самые доступные валюты — доллар и евро, они же считаются и самыми надежными. Хотя на самом деле они не являются самыми устойчивыми. Рейтинг стабильных валют обычно возглавляет швейцарский франк. Что неудивительно, ведь это официальная валюта Швейцарии и Лихтенштейна, где экономика и банковская система считаются эталоном стабильности. Стабильность швейцарского франка дополнительно обеспечивается еще и привязкой его к золоту. Средняя инфляция за последние годы составляет в этих странах 0,6%. Тогда как инфляция в еврозоне и США в те же годы достигала иногда и двузначных уровней.
Однако понятие «твердости» и привлекательности валюты зависит, очевидно, не только от уровня инфляции. Привлекательной валюту делает авторитет ее родной страны. Играет роль политическая стабильность, последовательность фискальной и денежно-кредитной политики и, главное, качество товаров, услуг и технологий, производимых гражданами этой страны. Доллар — это валюта корпораций Boeing и Apple, евро — Airbus и Bayer, иена — Toyota и Honda. Гривна на сегодняшний день является валютой зерна, меда и подсолнечного масла.
[see_also ids=”606317″]
Но вернемся к доллару. Сегодня больше половины международных валютных операций осуществляется в долларах США. Эта же валюта составляет примерно 2/3 валютных резервов всех государств мира. С тех пор как золотые монеты перестали служить в качестве денег, доллар фактически стал всеобщим эквивалентом стоимости для всей планеты. Но так ли он устойчив и надежен, чтобы выполнять эту почетную и важную функцию?
До Второй мировой войны уровень цен в США действительно был относительно стабильным, за исключением эпизодов гиперинфляции, связанных с финансированием Войны за независимость США (1775–1783) и Гражданской войны (1861–1865).
В 1971 году президент США Ричард Никсон объявил о временном запрете конвертации доллара в золото по официальному курсу для центральных банков. При этом официальная цена золота увеличилась с 35 до 38 долл. за 1 тройскую унцию. Практически произошла первая девальвация доллара по отношению к золоту на 7,89%. В 1973 году доллар девальвировал уже до 42,1 долл. за 1 тройскую унцию. В том же году Ямайская международная конференция подчинила курсы валют законам рынка. С тех пор курсы валют не фиксированы, а изменяются под воздействием спроса и предложения. Система твердых обменных курсов прекратила свое существование. Страны перешли к плавающим курсам. Появилось понятие резервных валют, первой из которых опять же стал доллар. Ямайская валютная система действует по настоящее время.
[see_also ids=”604898″]
Двузначная инфляция
В период всех этих событий постоянно происходила инфляция доллара, которая то ускорялась до 12,52% (в 1980 году) то замедлялась до 1,5% (в 2010). В результате за сто лет с 1920 по 2020 год официальная инфляция в США составила 1 259,63%. По покупательской способности 1000 долл. в 2020 году равны 73,55 долл. в 1920-м. Или 1000 долл. в 1920 году по покупательской способности соответствуют 13 292,75 долл. в 2020-м.
Эти цифры нелегко оценить украинцам, поскольку инфляция влияет на благосостояние американцев способами, многих из которых мы даже не понимаем. Наиболее распространенный прием иллюстрировать инфляцию с течением времени — показать цены на товары, которые американцы могли бы купить на определенную сумму в разные годы. Однако, для того чтобы понять, на сколько реально поменялись цены, этого недостаточно, надо жить в США и понимать, как изменились за это время их зарплаты, а также сами товары и их качество.
Поэтому для иллюстрации приведем только один пример, более понятный жителям других стран, в том числе и украинцам. Гамбургер Биг-Мак впервые появившись в сети McDonald’s в 1967 году стоил 45 центов, в 2007 году он стоил уже 3,22 долл. (рост в 7,1 раза за 40 лет). Минимальная установленная законом зарплата в США выросла за это же время с 75 центов в час до 7,25 долл. То есть примерно в 10 раз. Получается, что при семикратном обесценивании доллара благосостояние американцев за это время не ухудшилось, а только улучшилось. Что вряд ли можно с уверенностью сказать о жителях других стран, особенно с сырьевой экономикой.
Кстати, журнал The Economist использует так называемый индекс Биг-Мака для сравнения покупательной способности местных валют в 120 странах. И многие экономисты согласны, что этот индекс, пусть и не идеально, отражает реальный курс валют разных стран.
В последние годы инфляция в США, да и в других экономически сильных странах, опять стала ускоряться. Очередного пика годовая инфляция в США достигла в июне 2023-го на уровне 9,1% — самого высокого показателя с 1981 года. Правда, в июле нынешнего 2024-го она (впервые за два года) опустилась чуть ниже 5%. Падение произошло после того, как ФРС США достаточно существенно повысила свою процентную ставку. С марта прошлого года ФРС США повышала ее 10 раз, доведя до 5,25−5,5% — самого высокого уровня с 2007 года. И хотя цены в США растут уже не так стремительно, инфляция все же очень далека от плановых 2%, которые Федеральный резерв ставит себе целью.
[see_also ids=”600281″]
Сбережения «на старость»
Что интересно — доллар в Украине со времен ее независимости дешевел значительно быстрее, чем в самих США. Причина — естественное выравнивание цен из-за движения товаров между странами. За более дорогим импортом понемногу растут цены отечественных товаров и услуг, а рост зарплат в долларах компенсирует и ускоряет этот процесс.
В результате в Украине в плане сбережений еще сложнее, чем во всем остальном мире, особенно для тех, кто хочет сохранить свои деньги на обеспеченную старость. Инфляция твердых валют по покупательской способности всегда была и остается у нас примерно на 3–4% выше, чем в развитых странах.
Из-за этого простая покупка валюты никогда не была достаточно хорошей стратегией для украинцев. Важно уметь защищать свои сбережения с использованием финансовых инструментов, особенно когда речь идет о сбережениях «на старость».
[see_also ids=”606404″]
Сегодня, например, долгосрочные валютные депозиты, особенно с капитализацией процентов, могут почти полностью компенсировать инфляцию твердых валют — те самые 2–2,5% в год или 100% за 20 лет, которые являются целевыми уровнями для развитых стран.
Валютные государственные облигации Украины принесут более ощутимую защиту сбережений, но с их удачной покупкой придется повозиться. Ну и для тех, кто любит риск, все доступнее становятся акции зарубежных компаний. Поэтому покупать валюту сегодня, наверное, не так уж и глупо. Но хранить ее «под матрасом» означает терять свои сбережения.
[votes id=”1929″]