Агитация в Европе легко дается популистам, но не так легко — центристам. Современный европейский электорат настолько разъяренный из-за многих вещей — зеленого соглашения, мигрантов, электромобилей, культурного разнообразия, открытых рынков, Европы, самой политики — что центристам трудно найти точку опоры.
Накануне выборов в Европейский парламент, которые состоятся 6-9 июня, Украина и последствия российской угрозы стали главным вопросом для центристов, пытающихся противостоять популистским вызовам слева и справа. Это может показаться искусственным объединяющим фактором: 512 членов Европарламента старого созыва проголосовали за последний пакет помощи Украине и только 45 против, а 63 воздержались. Но связь между интересами Москвы и крайне правых, в том числе партий, входящих в группу Европарламента “Идентичность и демократия”, выглядит очень тесной, отмечает Патрик Винтур, дипломатический редактор газеты The Guardian.
Возьмем Германию. С одной стороны, партия “Альтернатива для Германии”, которую недавно исключили из группы “Идентичность и демократия”, настаивает на том, что санкции против России наносят ущерб только Германии. Она хочет, чтобы “Северный поток-2” был снова открыт. С другой стороны, новая националистическая партия, основанная политиком Сарой Вагенкнехт, также выступает против оружия Украине.
[see_also ids=”598594″]
Возможно, нет другого выбора, кроме как бороться против такого рода аргументов. Но также симпатии к Киеву остаются сильными, и этот вопрос способен расколоть ультраправых.
В частности, французский президент сделал Украину точкой объединения для победы над популизмом, сделав ее центральной темой старта предвыборной кампании в Лилле. Авторитет Макрона как врага российского империализма может быть подвергнут сомнению. Так утверждает Франсуа Руффен, депутат от партии “Франция, не знающая страха”.
Но Макрон удвоил ставки. На символическом фоне 80-летия Дня высадки в Нормандии на этой неделе он обсудит с Владимиром Зеленским планы по работе французских инструкторов на территории Украины.
[see_also ids=”597077″]
“Макрон — далеко не единственный европейский лидер, который делает ставку на Украину, чтобы помочь активизировать свой электорат. По всей Европе, по-разному, Украина стала линией разграничения на этих выборах, в надежде, что она окажется ахиллесовой пятой популистов”, — пишет редактор.
В Латвии, например, партия “Новые консерваторы” назвала Лиану Лангу, латвийскую писательницу и поэтессу, которая за последние два года возглавляла движение за дерусификацию, своим главным кандидатом. А либеральная партия “За! (Обновление Европы) назвала Иванную Волочию, украинку, также имеющую бельгийское гражданство, своим главным кандидатом.
Испанская социалистическая рабочая партия Педро Санчеса довольна тем, что левая партия Sumar, которая входит в ее коалицию, подверглась критике за новый пакет помощи Украине. Правящая коалиция в Чешской Республике перешла в наступление на лидера оппозиции Андрея Бабиша за то, что его пацифистские высказывания подрывают поддержку Украины со стороны правительства. Министр иностранных дел Ян Липовский даже назвал Бабиша “угрозой безопасности”.
[see_also ids=”593986″]
В Польше непростая коалиция Дональда Туска раскритиковала оппозиционную партию “Право и справедливость”, заявив, что в ней нет места антиукраинским настроениям, и указав, что находясь в правительстве, популисты были готовы атаковать Зеленского, чтобы переманить на свою сторону консерваторов, недовольных импортом украинского сельскохозяйственной продукции
Удастся ли правым и ультраправым силам захватить Европарламент пишет Петр Герасименко в статье “Триумф правых? Чего нам ждать от выборов в Европарламент”.