Президент Джо Байден неоднократно описывал войну в Украине как битву между демократией и автократией. Его ранние усилия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой демократических союзников в поддержку воюющей страны, вызвали многочисленные комментарии о растущей важности либерально-демократических норм в формировании мировых отношений. И ученые, и политики спешили утверждать, что Вашингтон вернул историческую ось от реальной политики к высоконравственным принципам, сообщает Financial Times.
Однако через два года войны стало ясно, что произошло обратное. Вторжение России заставило демократический мир вернуться к силовой политике и искать более тесные связи с теми, кого они считают меньшими автократами, чем Москва. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган — один из таких лидеров. После того, как Вашингтон годами избегал его, он прекратил критиковать авторитарные методы турецкого силовика, который рассматривается как ключевой союзник в усилиях по сдерживанию России.
Готовность администрации Байдена принять Эрдогана в Белом доме — хотя визит был впоследствии отложен, как сообщается, из-за изменения расписания — и недавний пакет военной помощи Украине является последними признаками того, что судьба турецкого президента меняется.
[see_also ids=”591773″]
Байден не всегда поддерживал политику Эрдогана. Будучи кандидатом, он называл Эрдогана автократом и призвал США поддержать его оппонентов. Он стал первым президентом за последние два десятилетия, не принимавшим Эрдогана в Белом доме в первые три года своего пребывания в должности. Автократическое правление Эрдогана, нападения на сирийских курдов и задержки со вступлением Швеции в НАТО также принесли ему громких оппонентов в Конгрессе США.
Но война в Украине изменила ситуацию. Недавно Вашингтон одобрил пакет военной помощи, прокладывающий путь к более тесному турецко-американскому оборонному партнерству. США ведут переговоры с Анкарой о закупке взрывчатых веществ для снабжения боеприпасами в Украину. Это партнерство сделает Турцию самым крупным продавцом артиллерийских снарядов в США.
Все это дает понять, что вторжение России в Украину заставило администрацию Байдена умерить свои идеалистические амбиции и смириться с демократическими недостатками своих союзников. В этом нет ничего удивительного. Для США, как и других крупных государств, международные отношения редко были связаны с идеалами.
[see_also ids=”589386″]
“Нетрудно понять, почему Вашингтон пролистал новую страницу в отношениях с Анкарой. Турция была ключевым игроком в этой войне. Вскоре после вторжения России в Украину в феврале 2022 года Турция ограничила транзит российских военных кораблей из Средиземного в Черное море. Она предоставила Украине вооруженные беспилотники и выступила посредником в зерновой сделке между воюющими сторонами, которая помогла предотвратить бедность миллионов люде”, — отмечает Financial Times.
Значительная часть мира воспринимает партнерство Вашингтона с автократиями как доказательство того, что американские действия в Украине направлены не на защиту свободы, а на продвижение своих геополитических интересов. Это не только подрывает доверие к поддержке демократии со стороны США, но и мешает недемократическим союзникам объединить усилия по изоляции Москвы.
Вместо этого администрация Байдена могла бы представить войну как битву не за демократию, а за международное право, поскольку российская агрессия является вопиющим нарушением Устава ООН. Это позволило бы администрации продолжать сотрудничать с союзниками, имеющими проблемы с демократией, такими как Турция, чтобы сдерживать Россию.
[see_also ids=”593424″]
В то же время США должны продолжать отстаивать моральную позицию демократии во всем мире. Это требует давления на Эрдогана по поводу нарушений им прав человека и демократических норм.
Напомним, что министр иностранных дел Турции посетил США в марте. Официальные лица Турции и США провели переговоры о войне РФ против Украины, ситуации в Секторе Газа, а также о различных двусторонних вопросах во время встреч в Вашингтоне.