Больше дохода от малой приватизации во время полномасштабной войны имеют большие города — Киев, Львов, Днепр. Однако стоит учитывать размер громад. К примеру, Коростенская громада в Житомирской области получила во время войны почти 33 млн грн от малой приватизации. Это в десять раз меньше, чем столица. Однако в громаде Житомирской области проживает в 40 раз меньше людей, чем в Киеве. О маркерах успешности малой приватизации пишет СЕО «Прозорро.Продажи» Сергей Бут в статье «Как проверить успешность приватизации коммунального имущества в общинах» на сайте ZN.UA.
[see_also ids=”591161″]
Он рассказывает о другом примере: Черновицкая городская рада заработала на малой приватизации средства на выплаты внутренне перемещенным лицам, развитие города и подготовку последующих приватизационных объектов. И чем больше общины привлекают самостоятельно, тем меньше они зависимы от дотаций из госбюджета.
В небольшой громаде может не быть имущественного комплекса, за который бизнес готов заплатить 40 млн грн. Тем не менее, она может проводить приватизацию успешно, даже если не заработала миллионы. Громады обладают разным количеством активов, различающихся по состоянию, инвестиционной привлекательности. А на финальную стоимость имущества влияет размер громады, численность населения, наличие инфраструктуры, приближенность к линии фронта и т.д.
[see_also ids=”566108″]
Об успехе приватизации свидетельствует доля завершенных торгов относительно объявленных. Например, успешной является Смолинская громада в Кировоградской области с 15-тысячным населением, которая во время военного положения объявила 15 онлайн-аукционов, 11 из них — успешные. Или большая громада на Волыни почти на 60 тысяч населения — Нововолынская — имеет 12 завершенных соглашений из 15 объектов, выставленных на приватизацию с начала полномасштабной войны.
Конкуренция показыет, насколько актив интересен бизнесу. Количество участников также может свидетельствовать, насколько качественно организатор готовит лоты :
содержит ли описание достаточную информацию об объекте;
есть ли актуальные фото;
информируют ли организатор и площадку, через которую объявлен аукцион, потенциальных участников о торгах.
Во Львовской области Николаевская громада в прошлом году продавала котельную площадью более 400 кв. м, за нее боролись 19 участников. В то время как на аукционы по приватизации коммунального имущества во время военного положения в среднем приходят почти три участника. Свободный доступ каждого к участию в торгах способствует росту цен на актив. Так, громада Львовщины по итогам аукциона получила за актив в шесть раз больше — более 5 млн грн вместо 850 тыс. Спрос на коммунальное имущество свидетельствует, что бизнес готов инвестировать во время войны, и громады могут зарабатывать на рынке малой приватизации.
Ранее мы писали о том, что за два года существенно изменился список громад с наибольшим объемом реверсных дотаций. С первой десятки состоятельных громад исчезли такие промышленные центры, как Харьковская, Запорожская, Энергодарская и Мариупольская громады. Об этом пишет Екатерина Березюк, аналитик Руху “ЧЕСТНО”, в статье «Бюджеты развития или войны: как изменилась финансовая состоятельность громад».