Создание заведений высшего образования нового типа, в основе деятельности которых лежит сочетание образования с научными исследованиями, началось в Украине восемь лет назад с основания Киевского академического университета (КАУ).
КАУ создан как государственное научное учреждение двойного подчинения — НАН Украины и МОН. О достижениях первого украинского академического университета за восемь лет работы, новых образовательных программах, которые запускают именно в 2024 году, требованиях к соискателям высшего образования во время и после войны ZN.UA рассказали директор КАУ академик НАН Украины, доктор физико-математических наук, профессор Александр Кордюк и заведующая учебной частью КАУ Оксана Марункевич.
[see_also ids=”594913″]
⸺ Александр Анатолиевич, восстановление Украины связано с развитием современного научно-технического потенциала государства. Что нам следует делать уже сейчас?
— Серьезный вопрос. Конечно, чтобы иметь возможность в ближайшие годы развивать науку, нужно в первую очередь заботиться об образовании. Наука начинается с образования. Мы создали Киевский академический университет, потому что хочется применить наш предыдущий опыт и показать, как это оптимально делать.
⸺ Почему КАУ называют пилотным проектом?
— Наш академический университет имеет целью тесно объединить науку, образование и инновации. Это реализация в Украине идеи исследовательского университета, которая успешно работает в таких общеизвестных международных образовательных центрах как Калифорнийский технологический институт (Caltech), Массачусетский технологический институт (МІТ).
Мы называем это пилотным проектом, потому что знаем, как это сделать, у нас есть некоторый опыт, ресурсы и новые идеи и на примере небольшого заведения можем испытать эти идеи, показать, как это делать на практике, а не в теории.
В КАУ обучение реализуется через исследование. В первую очередь мы привлекаем студентов (которых сразу рассматриваем как наших коллег — молодых ученых) к живым научным исследованиям мирового уровня через создание тандемов с ведущими учеными НАН Украины и использование потенциала лучших академических лабораторий, а также максимально поощряем к инновационной деятельности. Хотим, чтобы группы, куда входит молодежь, занимались действительно интересной живой наукой. Когда молодежи интересно, когда она мотивирована, тогда и учится гораздо лучше. С другой стороны, наши преподаватели — все реальные ученые, которые отвлекаются от своих исследований, чтобы заниматься со студентами, но тоже получают от этого непосредственную пользу, потому что во время общения со студентами, когда обсуждаются самые свежие результаты реальных исследований, рождается много новых идей.
— Немного об истории КАУ, которую не можем обойти вниманием. Сейчас не очень удобно во время полномасштабной агрессии вспоминать о связях с Россией…
— Согласен с вами. Сейчас не хочется даже вспоминать о Московском физико-техническом институте (МФТИ), но такова наша история. Впрочем, это был уникальный пример исследовательского обучения, общее достояние, и отказываться от этого опыта все равно что отказаться от ядерного оружия. Если коротко, КАУ образовался вследствие реорганизации физико-технического учебно-научного центра, до того бывшего киевским отделением МФТИ, создание которого в свое время, в 1978 году, инициировал Борис Патон. Это было гениальной идеей, позволившей возвращать наших студентов, которых раньше имперская система просто вымывала и которые пополняли отток мозгов из Украины. Немало наших ученых, больше тысячи, в частности и я, — выпускники МФТИ. Мы учились там в течение четырех лет, а сюда возвращались на магистерский, как мы сегодня называем, уровень, и начинали работать в институтах украинской академии наук — реализация дуального образования, доказавшая свою эффективность.
Стоит акцентировать на том, что в советское время МФТИ действительно был одним из самых крутых примеров исследовательского обучения, институтом, который создал легендарный физик лауреат Нобелевской премии Петр Капица, которого не выпустили из СССР. И он организовал этот институт по образцу Оксфорда, Калифорнийского технологического института и других. И именно на эти западные заведения высшего образования, воплощающие концепцию научно-исследовательского университета, мы ориентируемся сейчас, как я уже подчеркивал.
[see_also ids=”582838″]
⸺ КАУ работает восьмой год. Какими своими достижениями вы можете похвастаться?
— Во-первых, мы действительно мощно развиваем международное сотрудничество в науке и образовании. Наличие активного международного сотрудничества — маркер живой науки, потому что сейчас науку невозможно развивать в одном месте без обмена, участия в конференциях, сотрудничества в исследованиях. Наука развивается на международном уровне. Поэтому мы максимально интегрируемся в международное научно-исследовательское пространство.
Во-вторых, мы стали студентоцентричными. Студенты — основные во всех наших процессах. Стараюсь с командой сделать КАУ таким местом, где бы сам, если бы снова вернулся в студенческие годы, хотел бы учиться. И это нам, наверное, удается.
Следовательно, уникальность КАУ в том, что мы стараемся самым тесным образом объединить науку и образование, практикуем исследовательское обучение. Мы — единственный университет при НАН Украины и можем предложить широкий выбор из институтов академии. Хотя сейчас у нас есть кафедры при семи институтах, места для исследований можем предложить во всех институтах академии. И собственно в этом наша сила. Несмотря на то, что академия сейчас переживает не самые лучшие времена, многие научные группы работают на высоком международном уровне. И если наука в Украине еще остается, то она преимущественно сосредоточена в академических институтах.
— Еще остается… Все настолько критично, что жизнь науки еле теплится?
— Да, потому что наука уже давно функционирует в условиях критического недофинансирования, что, конечно, не способствует развитию.
— А сейчас, во время войны, по вашему мнению, пришло ли понимание того, что наука важна?
— Я пока не вижу, что понимание пришло. И даже чтобы увидеть, требуется время. Если оно и пришло, то мы заметим это чуть позже. (Улыбается.)
[see_also ids=”593913″]
— И все же вернемся к оптимистичной ноте нашего разговора. В КАУ на базе Лаборатории открытых инноваций создан и активно работает Инновационный центр. И это, бесспорно, еще один из ваших весомых результатов за восемь лет работы.
— Так и есть. Инновационный центр создан, благодаря энергии Александры Антонюк для привлечения студентов, аспирантов и ученых базовых научных учреждений НАН Украины, ведущих университетов к инновационной деятельности, трансферу технологий, внедрению научно-технических разработок в наукоемкое производство. Центр работает по методам инновационных центров при ведущих европейских университетах. Создан он был во время выполнения общего проекта КАУ, Технического университета имени Гумбольдта и Научно-технологического парка «Берлин-Адлерсгоф», который поддержало Министерство образования и науки Германии. Задачей проекта был обмен опытом и исследование условий и принципов, на которых украинская команда создает аналогичный научный парк Academ.City на базе наших академических институтов, расположенных в микрорайоне Академгородок в Киеве. Сейчас, благодаря центру, КАУ реализует ряд интересных международных инновационных проектов, в которых участвуют и преподаватели, и студенты.
Дальше продолжаем разговор с Оксаной Марункевич.
— Оксана Васильевна, из-за полномасштабной войны в Украине многие выпускники и ученики старших классов вынужденно переехали за границу и завершили обучение там. Что мы должны делать, чтобы хоть частично вернуть молодежь, которая по соображениям безопасности выехала из страны?
— Действительно, сегодня многие выпускники-школьники, которых мы рассматриваем как потенциальных абитуриентов на следующие годы, находятся за рубежом. Они делают выбор — остаться в стране пребывания или вернуться домой. По собственному опыту знаю, что часть учеников средней школы, которые находятся за границей, параллельно продолжают получать украинское среднее образование и намерены сдать единый вступительный экзамен, чтобы вернуться в Украину и учиться именно в украинских заведениях высшего образования.
Что касается ситуации с нами, то, как и все украинские вузы, мы почувствовали, что абитуриентов становится меньше. Однако многие студенты, которые находятся за рубежом, подключаются дистанционно и в полной мере получают параллельное образование в Украине. Они участвуют в разных научных школах, в научных процессах. Они имеют возможность при участии наших научных руководителей полностью внедрять свою научно-исследовательскую работу. Мы создаем все условия (преподаватели записывают все свои лекции, ведут онлайн-сопровождение и тому подобное), чтобы студенты чувствовали, что их дома ждут и создают условия для их возвращения. Нам важно предложить такой образовательный рынок, чтобы в том же дистанционном формате молодежь хотела учиться в Украине.
[see_also ids=”584268″]
— За годы полномасштабной агрессии, когда наша молодежь развеялась по миру, мы еще больше убедились в том, что украинские ученики и студенты конкурентоспособны в мире. Что мы должны делать, чтобы наши студенты еще больше адаптировались к актуальным требованиям и вызовам, стоящим сегодня перед нами? Что конкретно делается с этой целью в КАУ?
— Появление образовательных междисциплинарных программ вскоре станет трендом. В наших реалиях военного времени такие вопросы стоят остро. Все больше студентов хотят проявлять себя одновременно в разных сферах. Поэтому очень важно то, что, отвечая на этот образовательный запрос, уже в 2024 году мы внедряем две новые уникальные образовательные программы, разработанные нами в КАУ ⸺ «Менеджмент инноваций в прикладной физике и материаловедении» и «Менеджмент инноваций в биологии». Важно, чтобы наши студенты умели внедрять свои научные идеи, реализовывать, представлять их и выводить на рынок самостоятельно.
Много наших студентов проходили и проходят стажировку за рубежом. Кое-кто из них продолжает учиться в ведущих университетах. Среди наиболее активных государств-партнеров КАУ — Германия, Франция, Болгария, Чехия, Япония, в направлении биологии особенно отличается университет в Окинаве. Мы развиваем сотрудничество и с американскими партнерами.
Что касается наших студентов, которые находятся в Украине и не имеют возможности выехать за границу (прежде всего это касается парней), то они могут присоединиться к разным образовательным онлайн-программ и проектам, к научному сотрудничеству, — все это реализуется бесплатно и дистанционно. КАУ вместе с научным парком Academ.City реализуют программы поддержки стартапов и инноваций, как, например, менторская программа поддержки инновационных проектов. Это программа для студентов КАУ, где они одновременно имеют возможность создавать и сам продукт, и его бизнес-модель. Или курс 4innopipe. Это общая предпринимательская программа Ройтлингенского университета (Германия), Загребской школы экономики и менеджмента (Хорватия), КАУ (Украина), Хельсинского университета (Финляндия) при поддержке Европейского института инноваций и технологий в области продуктов питания EIT Food. На основных курсах студенты формулируют проблемы и подробно их изучают через исследование пользователей. Завершается курс подготовкой питч-презентации для инвесторов, которую научат делать понятно и убедительно.
[see_also ids=”588221″]
⸺ Какие ожидаемые изменения произойдут в высшем образовании после войны?
⸺ Изменения точно будут, они уже происходят. Реформирование высшего образования продолжается. Однако закрытием вузов вопрос не решить. Это вызовет обратный эффект.
Неизвестно, сколько еще будет продолжаться война. Уже сегодня ради выживания страны нужны люди с двумя-тремя высшими техническими образованиями. И это абсолютно прозрачный запрос. Самые популярные направления, на которые нужно сделать упор и на которые делает упор КАУ, — это физика, компьютерное моделирование и машинное обучение.
Мы следим за новостями, мировыми разработками, и в наших внутренних интересах иметь в Украине хорошо подготовленных образованных людей с развитыми инженерными навыками, способных применять новейшие компьютерные технологии. Опыт доказывает, насколько быстро молодежь всем овладевает.
[votes id=”1734″]