Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) в особом представлении не нуждается. Несмотря на то, что государство Израиль занимает 96 место в мире по населению, 148-е — по территории (это меньше, чем Киевская область), ЦАХАЛ давно входит в первую двадцатку самых мощных армий мира.
Эта мощь подтверждена на практике, поскольку все 76 лет своего существования Израиль воюет. Начиная с момента провозглашения независимости в 1948 году и по сегодня, когда война против террористов ХАМАС в секторе Газа длится уже больше 200 дней.
[see_also ids=”594112″]
И ни одну из войн Израиль не проиграл.
Украина ведет войну против РФ с 2014-го и третий год отражает полномасштабную агрессию. И для нее израильская модель военной подготовки, практики, наработанные воюющей страной, могут оказаться весьма полезными.
Понятно, что слепо копировать все «меню» не стоит. Но маскировать под новый школьный предмет «Защита Украины» советскую НВП (начальная военная подготовка) точно непродуктивно.
Хотя Кабмин уже выделил на этот курс в конце прошлого года 1,74 млрд грн. А премьер Денис Шмыгаль заверил, что «детей будут обучать навыкам гражданской защиты, медицинской помощи, военно-патриотического воспитания». Туда же войдут и основы управления дронами, и минная безопасность. Для чего будут закупать симуляторы управления дронами, учебные тиры и макеты, аптечки и тренажеры для кардиореанимации, тренажеры дефибрилляторов, турникеты, а также обучающие наборы для работы с электроникой, связью и 3D-печатью.
Обучать всем этим премудростям будут школьные учителя, которые сначала эти премудрости должны освоить сами. На их подготовку выделено 100 млн грн.
Но выводы об эффективности этой программы делать рано, поэтому вернемся к Израилю и попробуем понять, можно ли адаптировать его опыт к украинским реалиям.
Вы не поверите, но в израильских школах аналогов советской НВП, или «Защиты Украины», нет совсем. И военруков нет.
С армией будущие израильские воины первый раз на практике сталкиваются в 11-м классе, когда их отправляют на пару недель в лагеря военизированной добровольческой организации ГАДНА (аббревиатура «Гдудей Ноар» — «Молодежные батальоны»). Она была создана еще до провозглашения независимости Израиля на базе различных молодежных формирований, входивших в состав Хаганы — еврейской подпольной армии, ставшей костяком будущей ЦАХАЛ.
Сегодня во главе ГАДНА стоит командование из числа кадровых офицеров израильской армии, координирующее свою деятельность с Министерством просвещения. Руководит процессом служба старшего офицера по вопросам воспитания молодежи Министерства обороны.
В лагерях ГАДНА юноши и девушки получают военное обмундирование и снаряжение, живут в палатках или казармах, питаются в солдатских столовых, несут караульную службу и выполняют обычные солдатские работы. Мастера-сержанты учат их азам обращения со стрелковым оружием, приемам рукопашного боя и испытывают на выносливость во время марш-бросков.
Помимо традиционной армейской подготовки, в ГАДНА действуют и специализированные военно-морской и военно-воздушный отделы, где подростки, решившие служить во флоте или авиации, осваивают флотские и летные специальности, совершают морские походы и обучаются пилотированию планеров и легких самолетов.
Но две недели армейских лагерей вовсе не означают, что все остальное время школьники, при отсутствии НВП в школе, живут, не сталкиваясь с вопросами армии. Дух армии и всего, что с ней связано, незримо окружают каждого израильтянина с рождения.
Потому что, во-первых, страна почти 80 лет воюет. Во-вторых, израильские дети растут в семьях, где в армии служили братья, сестры, папа, мама, тети, дяди, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. И многие подростки, впитав с молоком матери рассказы об армейском житье-бытье близких, с детства знают, что они по стопам родственников пойдут служить в «династийные» части.
В-третьих, израильские школьники знают, что армия — это не только обязательная служба после школы, но и, пожалуй, главный социальный лифт по ее окончании.
Потому что не отслужив в армии нельзя, например, попасть на работу в полицию или охранные структуры, сделать карьеру в органах государственного управления, стать пилотом гражданской авиации или продолжить службу в армии офицером, потому что сначала нужно пройти срочную службу.
Плюс высочайший технологический уровень ЦАХАЛа дает подготовку, которая гарантирует трудоустройство в самые престижные IT компании со стартовыми зарплатами 120‒140 тыс. грн в месяц.
Плюс полная очистка «послужного списка» неблагополучных подростков в случае, разумеется, отсутствия нарушений во время службы.
Плюс финансовое участие армии при поступлении в ВУЗы после прохождения службы.
И таких плюсов можно насчитать очень много.
Поэтому в Израиле весьма высокий конкурс среди тех, кто хочет служить в элитных частях, спецназе, ВВС, разведке или на флоте. Потому что чем выше «индекс элитности», тем шире горизонты и радужнее перспективы.
Например, на престижные трехлетние курсы летной школы ВВС каждый год претендует около 10 тысяч новобранцев. Из них после первичного отбора остается 270 начинающих курс. До финиша доходят около 40. Зато после увольнения со службы в 43‒45 лет обеспечена пенсия примерно 350 тыс. грн в месяц.
И это стимулирует школьников куда лучше, чем самая насыщенная НВП. Так что отбор очень жесткий, поскольку есть из кого выбирать.
Погружение на две недели в «тяжелые армейские будни» в лагерях ГАДНА — лишь начало. Так как главное — это система армейских тестов, которые проходят школьники. И чем выше уровень элитарности войск и частей, в которых хочет служить выпускник, тем жестче критерии отбора. Что понятно и объяснимо, поскольку речь идет о безопасности и существовании государства.
Незадолго до 17-го дня рождения школьники и школьницы получают по почте Цав Ришон (первую повестку) и отправляются на призывной пункт. Там армия проводит проверки здоровья, тесты и личные собеседования.
Самых важных три:
Медицинский профиль — физические данные призывника, на основе которых армия распределяет солдат по видам войск (боевые «крави» или рабочие «джоб»).
Шкала оценки варьируется от 21 (освобожден от службы) до 97 (годен в боевые войска). Профиль 97‒72 — «боевой», 64‒45 — годен для службы в небоевых войсках. Ниже 45 — временно не годен или освобожден от службы.
Психотехническая оценка — оценка способностей призывника. Складывается из многих показателей, устанавливаемых в том числе и во время личного собеседования, и варьируется от 41 до 56.
От 52 и выше — годен для элитных войск и офицерских курсов. 48‒51 — хороший уровень, годен для командирских курсов. 44‒47 — средний показатель обычного солдата. 43‒41 — особые условия службы или освобождение от армии.
Уровень иврита. Уровни варьируются от 1 до 9 (даже коренные израильтяне не всегда получают максимальную оценку). При оценке ниже 5 призывники на три месяца оправляются на дополнительный курс языка.
Словом, все или практически все зависит от желания и возможностей будущего воина. Хочешь попасть в элиту — занимайся спортом, грызи гранит науки, посещай с 16 лет семинары ЦАХАЛ.
Тех, кто мечтает об элитных частях с детства, родители с пяти лет могут записать, скажем, в кружок «Ниндзя-спорт» — преодоление полосы препятствий, элементы акробатики, паркур. Удовольствие не из дешевых: два занятия в неделю — порядка 6000 грн. Индивидуальная тренировка — около 3000 грн. Есть и более дорогие, но тоже важные для будущей службы в армии секции триатлона или мотокросса.
Израильские школьники знают и том, что армия открыта для всех. В других странах для молодых людей с различными видами инвалидности — слепотой, глухотой, отсутствием конечностей или тех, у кого диагностирован синдром Дауна, армия закрыта по определению. Но не в Израиле. Потому что здесь эти подростки хотят быть полноценными членами общества, а значит, многие из них тоже хотят служить в армии, что резко повышает их социальный статус. И для них в ЦАХАЛ существует адаптационная программа «Особенные новобранцы». Не потому, что армия очень нуждается в таких непростых солдатах, а потому что они нуждаются в армии.
Поэтому никого не удивляет, что в ЦАХАЛ наравне со всеми служат и инвалиды-колясочники, и молодые люди, лишенные, например, руки, и глухонемые, и слепые. Понятно, что те, кто не хочет, остаются дома, но остальные могут попробовать. Как это сделал слепой от рождения Даниэль Дефур, которого еще в детстве сняли с воинского учета. Но он мечтал о службе в армии. И для этого в совершенстве выучил в школе три языка, научился понимать быструю речь и вступать в разговор сразу с несколькими собеседниками. Несколько раз ему отказывали, но он продолжал упорствовать, сумел пробиться к премьер-министру Биньямину Нетаньяху, который смог убедить военных, что недуг Даниэля не может быть помехой для службы, и в итоге мечта Даниэля сбылась.
Отдельная тема — военная программа Roim Rachok, что в переводе с иврита означает «Взгляд в будущее», запущенная в ЦАХАЛ 12 лет назад тремя бывшими агентами МОССАД для молодых людей с расстройством аутического спектра (РАС). Программа открыла дорогу в армию аутистам второй, третьей и четвертой степени. Потому что многие страдающие РАС обладают уникальными способностями. Помните блистательного Дастина Хоффмана, сыгравшего аутиста в фильме «Человек дождя»?
Инициаторы создания программы Roim Rachok смогли убедить армейское руководство рискнуть. Первая группа новобранцев-аутистов из 11 человек пришла на службу в подразделение военной разведки 9900 в 2013 году. Там их проверили на расшифровке электронных карт местности и анализе аэрофотосъемки. Результаты поразили военных, поскольку качество работы солдат-аутистов оказалось в десять раз лучше и в разы быстрее, чем у обычных военнослужащих.
В 2014 году во время операции «Нерушимая скала» нужно было сравнить десятки тысяч спутниковых фотографий местности вблизи границы, чтобы определить потенциальную угрозу со стороны противника (тоннели, склады боеприпасов, автомобили со взрывчаткой и т.п.). На что, по мнению руководства, требовался год. Участники программы Roim Rachok справились с задачей за три месяца.
В настоящее время в ЦАХАЛ служит около 260 человек с РАС, а кураторы программы ищут таких школьников по всей стране. Более того, после окончания службы за участниками программы Roim Rachok выстраиваются в очередь Intel, Microsoft, Hewlett Packard Enterprise, IBM, Ernst & Young, eBay и другие компании. Это при том, что в остальном мире у молодых людей с нефизическими расстройствами самый высокий уровень безработицы — среди аутистов.
***
Воюя с Россией одиннадцатый год, Украина все еще неимоверно далека от Израиля в вопросах мотивирования и подготовки молодежи к военной службе. Разве что «Пласт» — самая известная и массовая молодежная украинская организация — проводит работу, напоминающую подготовку израильских школьников в лагерях ГАДНА. Государство же в этой сфере сегодня все еще неимоверно медлительно, мыслит категориями вчерашнего дня и подходит к решению проблемы очень формально.
Но от необходимости готовить молодежь к защите Украины нам никуда не деться. Даже если мы победим уже завтра. Потому что наш смертельный враг всегда будет рядом. И для государства жизненно необходимо выстроить такую систему военной подготовки и мотивации к защите Родины, чтобы каждый украинец был готов к этому в любой момент.
Так почему бы не присмотреться повнимательнее к опыту Израиля, где такая система уже многократно доказала свою эффективность?
[votes id=”1716″]