Skip to content

Ралли на валютном рынке продолжается. В какие мифы о долларе и евро следует перестать верить

  • by

Доллар немного подешевел в обменниках — на две-три копейки как при покупке, так и при продаже. А вот евро, наоборот, прибавило в цене — покупать его стало дороже на 5 копеек, а продавать — на целых 10. На наличном рынке за доллар просят 39,5–40 грн. Евро же можно купить за 42,7 грн, а продать за 43,35 грн. А вот межбанк открылся курсом 39,5 грн/доллар, евро же там торгуется примерно за 43 грн. В период валютных колебаний и обострения общего кризиса очень легко запаниковать, особенно в стране, где валютная стабильность — основной маркер благополучия. Так что следует напомнить самим себе, что далеко не все распространенные утверждения о курсе правдивы.

[see_also ids=”595425″]

НБУ определяет курс гривни

Одним из наиболее распространенных мифов о национальной валюте является убежденность, что центральный банк страны определяет ее курс. Это рудимент, сформировавшийся еще в прошлом столетии, в эпоху фиксированных валютных курсов.

Однако эта эпоха закончилась с переходом мира от Бреттон-Вудской валютной системы к Ямайской валютной системе в 1970-х годах. Эта система предполагает полную демонетизацию золота, то есть отказ от золотого стандарта, и окончательный переход к использованию как мировых денег исключительно национальных валют и международных расчетных единиц. Но даже при предыдущей системе вина за выход курса из установленного валютного коридора чаще всего лежала на ошибочной экономической политике правительства или внешних экономических шоках, а не на действиях центральных банков.

Сегодня же курсы валют определяются рынком — совокупностью разных процессов в экономиках и внешнеторговых сделках. Поэтому возлагать всю ответственность за курс национальной валюты исключительно на центральный банк чаще всего неправильно, ведь на самом деле такая ситуация на 100% возможна лишь при весьма специфических условиях. Например, когда соответствующие действия регулятора на внешние шоки немного запоздали, так, он своевременно не ввел ограничения на вывод валюты за границу. Либо же регулятор не смог накопить достаточно резервов, чтобы удовлетворить рыночное предложение на валюту.

К счастью, НБУ нельзя предъявить ни одну из этих претензий — он выполнил свою часть работы, а на остальные факторы вряд ли может влиять. Сейчас Нацбанк может только сглаживать объективный девальвационный процесс. При этом регулятор понимает, что даже достаточные валютные резервы он должен тратить экономно, ведь предвидеть срок окончания нынешнего кризиса не может никто. Имеющиеся у него 42,4 млрд долл. сейчас кажутся огромной суммой, но если их придется растянуть на десяток лет, они станут каплей в море. Так что обвинять НБУ в ослаблении гривни так же бессмысленно, как ругать Украинский гидрометцентр за то, что вы попали под дождь.

[see_also ids=”593476″]

Государству выгодна сильная национальная валюта

Еще один валютный миф связан с мнением, что сильная валюта выгодна государству. Основа этого представления, судя по всему, связана с периодами относительного благополучия граждан, которое ассоциируется со стабильным курсом национальной валюты, и, соответственно, падением уровня жизни в то время, когда курс слабеет. Потому что именно эти периоды обычно были кризисными, но вовсе не валютный курс эти кризисы определял, согласитесь.

На практике же сильная валюта, то есть относительно стабильный ее курс на протяжении многих лет, является следствием сильной экономики страны, а не наоборот. Сила экономики в этом случае предполагает не просто скорость ее роста, но и ее диверсификацию, технологичность, производительность, широкие экономические связи с другими странами и т.д.

Чем шире товарная номенклатура экспорта, чем она сложнее, тем устойчивее финансовые потоки иностранной валюты в страну. Устойчивые потоки равны устойчивой национальной валюте.

К сожалению, экспорт Украины намного проще, чем экспорт ЕС, Китая, Японии, Великобритании и многих других стран. Поэтому когда случаются внешние шоки, которые сокращают украинские экспортные доходы, либо возникает необходимость увеличить импорт, поток валюты в страну сокращается, спрос на нее растет и гривня дешевеет. Это компенсационный механизм, необходимый экономике для балансирования, без которого пройти кризисный период плавно просто невозможно.

Так что на самом деле государству выгодна валюта, отвечающая силе национальной экономики. Не более устойчивая, и не более слабая. Если Украина хочет стабильную валюту на уровне евро, иены или британского фунта, ей нужна такая же развитая экономика. Другого пути нет.

[see_also ids=”589951″]

Доллару конец! Доллар вечен!

Это сразу два противоположных, но прекрасно дополняющих друг друга мифа. Оба касаются перспектив доллара США как мировой резервной валюты.

Мнения о крахе доллара популярны в лагере антипатиков Соединенных Штатов, а уверенность в прочности доллара — визитка симпатиков США. Один лагерь ежегодно хоронит американскую валюту, другой, наоборот, считает «гринбэк» вечным. Аргументы каждой из сторон большей частью не основаны на некоторых объективных экономических процессах. А зря, потому что оба мнения слишком экстремальны, чтобы казаться правдой.

Конечно, доллар США не вечен, как и другие когда-то главные валюты мира (например британский фунт стерлингов до первой половины ХХ века), рано или поздно он обязательно сделает шаг назад, а главной резервной валютой мира станет евро, юань, а может, и индийская рупия. Все будет зависеть от развития как американской, так и других крупнейших экономик мира.

Однако это не случится ни в 2024 году, ни в 2025-м. Подобные трансформации длятся десятилетиями. Даже если представить, что США в 2024 году уступят место главной экономики мира Китаю, что крайне маловероятно, то юань взойдет на пьедестал главной мировой валюты не раньше чем через 10–15 лет. Именно столько времени займет экстренная перестройка мировой финансовой системы. Если же она будет более плавной, то процесс растянется на четверть века и больше. Так что учитывать эти перспективы, размышляя над собственными инвестициями, следует лишь в том случае, если ваш горизонт планирования — лет пятьдесят.

[see_also ids=”594443″]

Если принять евро, уровень жизни в Украине вырастет

Последний валютный миф появился в Украине относительно недавно. Он связан с активизацией процесса вступления в Евросоюз. Дело в том, что из 27 стран ЕС всего семь сохранили свою национальную валюту, другие же ввели евро.

Этот валютный размен создает иллюзию роста благополучия. Но на практике страны, сохранившие свою национальную валюту, экономически более успешны, чем их «евровые» соседи.

В частности, Италия и Греция до сих пор не в состоянии справиться с долговыми проблемами из-за того, что не могут провести девальвацию. Обе страны используют евро. В результате их долги в евро продолжают расти, а для выплат купонов нужно все больше средств. Это сдерживает развитие экономики. Для Украины, накопившей за время войны астрономический госдолг, оказаться в такой же ловушке стало бы настоящей катастрофой.

Собственная национальная валюта — это мощный экономический инструмент, позволяющий плавно руководить экономикой и сглаживать кризисные явления. Так что этот инструмент необходимо сохранить, иначе рост уровня жизни может оказаться намного меньшим ожидаемого.

***

Курсовая стабильность на валютном рынке не является основным маркером экономической стабильности страны. Фиксированный валютный курс может казаться привлекательным с точки зрения предсказуемости, но на самом деле у него есть ряд недостатков, и он может создавать искусственные диспропорции в экономике.

Поэтому напомню, что курсовые колебания в пределах 10% считаются вполне нормальными и даже полезными для экономики, поскольку позволяют ей приспосабливаться к изменчивым условиям. Плавающий курс обеспечивает автоматическое корректирование цен и заработных плат, способствует поддержке конкурентоспособности экспортного сектора и сдерживает инфляционное давление. Вместе с тем он требует от участников рынка большей осмотрительности и тщательного анализа рисков.

Лишняя паника на валютном рынке, наоборот, только вредит экономической устойчивости, провоцируя необоснованные спекуляции и нарушая баланс спроса и предложения. Это может привести к чрезмерной волатильности курса, что негативно сказывается на бизнес-климате и усложняет планирование для всех участников. Поэтому важно сохранять благоразумие и ориентироваться не только на курсовые колебания, но и на фундаментальные макроэкономические показатели, такие как темпы экономического роста, уровень инфляции, состояние платежного баланса, достаточность резервов и другие.

[votes id=”1747″]

Leave a Reply