Под всем высокомерием и бряцанием саблями, звучащими каждый раз, когда встречаются китайский лидер Си Цзиньпин и российский диктатор Владимир Путин, всегда есть подтекст, больше напоминающий сюжетную линию школьной кинокомедии, пишет колумнист Дэвид Фиклинг, работавший в Bloomberg, Wall Street Journal и Financial Times.
«Это достаточно хорошая аналогия для состояния игры в многомиллиардных геополитических спорах вокруг российского газового экспорта. Два года назад Москва была настолько уверена в том, что мир испытывает голод на ее метан, что бросила своего крупнейшего покупателя, Европейский Союз, чтобы продолжить вторжение в Украину. Путин считал, что может позволить себе такую безрассудность, поскольку новый покупатель ждал его в кулуарах: Китай. Однако Си, похоже, имеет другие идеи. Каждый раз после встречи двух лидеров из Москвы поступали лихорадочные сообщения, обещавшие скорое соглашение по предложенному российско-китайскому газопроводу, получившему название «Сила Сибири 2». Каждый раз Путин возвращался домой ни с чем», – отмечает Фиклинг.
[see_also ids=”596379″]
Колумнист отмечает, что такое поведение Пекина не должно удивлять. Дело в том, что спрос Китая на газ все еще растет, но он уже подписал контракты на более чем достаточный объем поставок, чтобы удовлетворить свои потребности в течение следующего десятилетия. К тому моменту аккумуляторы и зеленый водород могут оказаться более привлекательными вариантами.
«Пекин, естественно, настороженно относится к энергетическому шантажу, который продемонстрировал Путин, пытаясь использовать трубу «Северный поток» для давления на Европу по Украине. Китайское правительство также находится под огнем критики со стороны Вашингтона за тесные связи с Москвой, в то время как Путин, похоже, предлагает все более отчаянные уступки, чтобы добиться подписания соглашения. Удобства для Си от жесткой игры очевидны», – объясняет колумнист.
[see_also ids=”595919″]
После последней поездки Путина стало ясно, что нет никаких признаков подписания соглашения по «Силе Сибири 2». Даже сам план строительства газопровода не обсуждается, о чем свидетельствует предложение Москвы проложить рядом с новым газопроводом нефтепровод.
«Новый нефтепровод не обеспечит дополнительный спрос – по данным государственной Китайской национальной нефтяной корпорации, китайское потребление сейчас едва растет, поскольку электромобили съедают долю рынка бензина и дизельного топлива», – отмечает Фиклинг.
«Нет ничего более надежного, чем поставки из России», – приводит колумнист слова Путина и добавляет, что «в стремительно отказывающемся от ископаемого топлива мире надежность – это все чаще единственное, что может предложить Москва. Поведение Путина в последние годы убрало даже это преимущество».
[see_also ids=”595852″]
Путин съездил в Китай, чтобы в четвертый раз с начала широкомасштабного вторжения России в Украину лично переговорить с Си Цзиньпином. Зачем? Какие договоренности были достигнуты во время переговоров? Как они повлияют на ход российско-украинской войны? Помогает ли Китай России и в каких масштабах? Эти вопросы рассуждает заведующий отделом Национального института стратегических исследований Алексей Ижак в статье «Маскарад Путина. Что он привозил в Китай и какие сделки хочет «по Украине» на ZN.UA.